И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны


И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны, Научные труды, Монографии

При привлечении к уголовной ответственности за разглашение государственной тайны может встать вопрос о том, может ли лицо, разгласившее сведения, составляющие государственную тайну, в свое оправдание ссылаться на то, что оно не сознавало, что разглашенные им сведения являются государственной тайной. Данный вопрос по существу сводится к тому, входит ли при умышленном разглашении, в качестве обязательного элемента умысла, осознание лица того, что им разглашаются сведения, составляющие государственную тайну, или же достаточно для умышленного разглашения одного сознания, что разглашаются те или иные конкретные сведения.
Обычно при умышленном разглашении сведений, составляющих государственную тайну, лицо сознает, что им предаются огласке именно те сведения, которые являются государственной тайной; но могут быть и случаи, когда лицо, разглашающее те или иные сведения, действительно не сознает, что эти сведения являются государственной тайной. Несмотря на это, уголовная ответственность за разглашение сведений, в этом случае - отнюдь не исключается.
Однако при действительном незнании лица, разгласившего сведения, составляющие государственную тайну, уголовная ответственность за умышленное совершение данного преступления должна исключаться. На наш взгляд, возможны случаи, когда отдельные должностные лица по характеру работы должны знать об этих сведениях, но фактически не знали о них, например, из-за того, что своевременно не были ознакомлены с перечнем сведений, составляющих государственную тайну по вине администрации предприятия, учреждения или организации.
В таких случаях должен встать вопрос об уголовной ответственности лишь за неосторожное разглашение государственной тайны. Как известно, квалификация совершенного в этом случае преступления не меняется, но установление той или иной формы вины при разглашении государственной тайны может, однако, иметь значение при определении размера наказания.

Разграничение преступлений, совершенных военнослужащими против порядка обеспечения сохранности государственной тайны.
Деяния, связанные с умышленным разглашением государственной тайны, по своим внешним признакам имеют некоторое сходство с такими преступлениями против государственной власти, как государственная измена в форме выдачи государственной тайны или шпионаж, предусмотренными ст.ст. 275 и 276 УК РФ.
В ст. 283 УК РФ имеется специальное указание на то, что разглашение сведений, составляющих государственную тайну, должно квалифицироваться по этой статье только в тех случаях, когда оно не может быть расценено как государственная измена. Следовательно, чтобы дать отличие данного преступления от сходных преступлений, необходимо прежде установить разграничения между разглашением государственной тайны и государственной изменой.
Это разграничение следует проводить по объекту; предмету; по некоторым признакам, характеризующим объективную сторону и субъект преступления; но главным образом - по субъективной стороне.

50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70


Группа: Монографии
Категория: Научные труды