И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны


И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны, Научные труды, Монографии

Обобщая вышеизложенные суждения, можно прийти к выводу, что: под разглашением государственной тайны, следует понимать противоправное предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому они были доверены или стали известны по службе или работе, и в результате чего эти сведения стали известными посторонним лицам.
Спорным, на наш взгляд, в науке уголовного права остается вопрос о конструкции состава, предусмотренного ст. 283 УК РФ. С объективной стороны для разглашения государственной тайны, предусмотренной ч. 1 этой статьи, не требуется наступления каких-либо последствий, а достаточно наличия самого факта противоправного предания огласке этих сведений, в результате чего они стали достоянием посторонних лиц. Таким образом, состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 283 УК РФ, формальный. Законодатель характеризует объективную сторону только одним признаком
· деянием, без общественно опасных последствий.
Однако, по мнению некоторых авторов, этот признак имеет особенность. Так, с позиции Д.И. Богатикова понятие «разглашение» складывается из двух актов человеческого поведения: из фактического противоправного оглашения сведений и из факта восприятия этих сведений другим лицом.
Уголовному праву известны преступления, объективная сторона которых имеет подобную особенность, например дача взятки (ст. 291 УК РФ). Объективная сторона дачи взятки складывается из двух действий: из передачи взяткодателем должностному лицу материальных ценностей или имущественных выгод, а также принятия должностным лицом предмета взятки. Только таким путем может быть произведено вручение взятки, поскольку дача взятки
· процесс обоюдный, характеризующийся участием двух сторон, согласованность действий которых и образует признаки объективной стороны.
Некоторые авторы считают, что равным образом совершается разглашение. В этом процессе также участвуют две стороны: одна сторона (субъект) оглашает сведения, составляющие государственную тайну, другая (постороннее лицо)
· воспринимает эти сведения, в результате чего тайна перестает быть тайной. Иными словами, разглашение государственной тайны означает недозволенное расширение, в нарушение установленного порядка, круга носителей этой тайны, то есть круга лиц, которым государственная тайна доверяется или становится известной по службе, или работе.
По мнению автора, разглашение государственной тайны следует считать оконченным преступлением с момента, когда сведения стали достоянием постороннего лица, независимо от того, были ли они восприняты этим лицом как государственная тайна или нет. Достаточно - фактического восприятия разглашенных сведений посторонним лицом, поскольку восприятие это уже результат (производная) совершенного деяния.
Однако, нельзя считать разглашением огласку сведений, составляющих государственную тайну, произведенную в присутствии глухонемого или лица, находящегося в беспомощном состоянии, так как эти лица фактически не могут воспринимать такие сведения. Не имеет значения также и то обстоятельство, что разглашенные сведения не были использованы во вред интересам государства. Такое мнение, в частности, разделяют Л.Д. Ермакова, А.И. Рарог, Л.Е. Беляев, В.В. Лунеев и другие авторы.

43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63


Группа: Монографии
Категория: Научные труды