И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны


И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны, Научные труды, Монографии

Огласка сведений может заключаться и в показе постороннему лицу документов, содержащих государственную тайну, или предметов, сведения о которых составляют государственную тайну.
Разглашение государственной тайны может состоять и в более опасных формах, когда оглашаемые сведения, составляющие государственную тайну, становятся достоянием большого числа людей. К таким видам разглашения государственной тайны, относится, например: служебный разговор в присутствии посторонних лиц (в транспорте, театре и т.д.); телефонный разговор из аппарата общего пользования; сообщение сведений в публичных выступлениях, в печатных произведениях, в средствах массовой информации и т.п.
Примером проявления отдельными лицами и организациями нарушений в хранении государственной тайны - является публикация в 1994 году в ежемесячном журнале «Военный парад» тактико-технических характеристик боевой техники и оружия, которые еще в течение 5 лет не могли быть предметом продажи, и по оценке специалистов Министерства обороны РФ, содержали совершенно секретные сведения.
Значительно реже государственная тайна разглашается путем преступного бездействия, которое, как правило, выражается в предании огласке, в результате непринятия виновным должных мер к сохранению доверенных ему сведений, составляющих государственную тайну. Такое разглашение возможно по отношению к документам, когда лицо своим бездействием допускает восприятие посторонними лицами содержащейся в данном документе информации. Например, начальник штаба, развесив в кабинете оперативные планы (карты) и не закрыв их, принимает у себя посторонних посетителей. Офицер отдела оставляет на своем рабочем столе важный документ, в результате чего зашедшее в кабинет постороннее лицо воспринимает его содержание - в обоих случаях налицо разглашение государственной тайны.
Бездействие может выражаться и в том, что лицо, вопреки своим обязанностям, не принимает необходимых мер для засекречивания транспортировки соответствующих грузов, не соблюдает требования инструкций о правилах обращения (размножения, хранения, уничтожения) совершенно секретных материалов, например, не принимает мер к уничтожению черновиков и копировальной бумаги, которые имеют следы текста, содержащего государственную тайну.
К фактам бездействия относится и случай, когда, например, военнослужащий, нарушая правила обращения с секретными документами, приносит эти документы домой, где с их содержанием знакомятся члены семьи и посторонние лица.
Следует отметить, что, если речь идет о разглашении государственной тайны путем преступного бездействия - понятие бездействия относится не вообще к факту нарушения правил обращения с документами, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну, а к факту предания этих сведений огласке.
Так, в приведенном выше примере: военнослужащий, принеся секретные документы, домой - нарушает правила обращения с этими документами путем совершения активных действий. Но в смысле предания огласке сведений, составляющих государственную тайну, это лицо бездействует - то есть не препятствует ознакомлению с документами членов семьи или посторонних лиц.

41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61


Группа: Монографии
Категория: Научные труды