И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны


И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны, Научные труды, Монографии

совершение лицом определенного деяния, и
2) наступления в результате совершенного деяния вредных последствий - восприятия другим лицом разглашенных сведений.
Лишь при наличии обоих указанных моментов можно говорить о разглашении государственной тайны.
Для состава разглашения сведений, составляющих государственную тайну, не имеет значения, достоянием каких других лиц стали эти сведения (родственника или знакомого лица, разгласившего государственную тайну, или незнакомца).
Посторонним - следует признавать любое лицо, не имеющее санкционированного доступа к данным сведениям (даже при наличии допуска к государственной тайне или особого правового статуса). В связи с этим, представляется, что в диспозиции ст. 283 УК РФ, правильнее было бы заменить слова «других лиц» - словами «посторонних лиц». Термин «другой» означает второй, иной, не этот. И потому, под понятие другого лица, подпадает не только постороннее лицо, но и сослуживец, имеющий доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, и даже прямой и непосредственный начальник. Следовательно, под посторонним - подразумевается не всякое другое лицо, а лишь то, которое не имеет прямого отношения к лицу, допущенному к государственной тайне в сфере их служебных отношений. Иными словами, лицо является посторонним по отношению к тем сведениям, составляющим государственную тайну, которые хранит ответственное лицо. Такое понимание постороннего лица вносит ясность в существо разглашения государственной тайны.
В тех случаях, когда сообщение сведений, составляющих государственную тайну, одним должностным лицом другому вызвано служебной необходимостью и сделано в установленном порядке, такое сообщение не может рассматриваться как разглашение государственной тайны.
То обстоятельство, что сведения «стали достоянием других лиц» означает, что эти сведения были преданы огласке. Под понятие «огласка» подпадают случаи, когда сведения стали известны другим лицам, либо перешли в их обладание.
С объективной стороны разглашение государственной тайны может быть совершено как действием, так и бездействием. Наиболее часто оно проявляется в форме самых различных действий.
Например, устное разглашение может быть совершено путем сообщения государственной тайны постороннему лицу в результате хвастовства своей «осведомленностью».
Так, офицер режимной части в разговоре со своим бывшим одноклассником сообщает сведения, касающиеся изобретения крупного военного значения.
Примером письменного разглашения будут случаи помещения сведений, содержащих государственную тайну в записках, письмах родственникам, приятелям и другим посторонним лицам. Например, курсант в письме сообщает подруге информацию о способах шифрования, составляющие государственную тайну.
Переход сведений в обладание посторонним лицам связан с передачей тех или иных секретных материалов (документов, предметов) для несанкционированного ознакомления.
Это может быть передача документов, содержащих государственную тайну, другому лицу для перепечатки на компьютере или для использования в научной работе. Например, должностное лицо передает подчиненной ему, но не допущенной к секретной переписке секретарше для перепечатки, не просмотренные им материалы, в которых помещены сведения, составляющие государственную тайну. Или, желая оказать услугу своему приятелю, постороннему для данного учреждения, передает ему такие материалы для использования в научной работе.

40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60


Группа: Монографии
Категория: Научные труды