И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны


И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны, Научные труды, Монографии


















§ 2. Разглашение государственной тайны, совершенное военнослужащими (ст. 283 УК РФ)

Объективная сторона и способы разглашения государственной тайны.
Понятие «разглашение государственной тайны» является довольно сложным, поскольку включает в себя, с объективной стороны, самые разнообразные способы.
Проводя историко-правовой анализ отечественной юридической литературы, нельзя не отметить, что законодательная конструкция состава разглашения государственной тайны была различной, вследствие этого, авторы по-разному определяли объективную сторону данного преступления. Характерными в этом отношении были следующие мнения.
Одна группа авторов под разглашением государственной тайны понимает противоправные действия виновного, в результате которых сведения, составляющие государственную тайну, стали достоянием других лиц.
Другие же авторы утверждали, что под разглашением следует понимать такие действия виновного, в результате которых сведения, являющиеся государственной тайной, не только стали, но и могли стать достоянием других лиц.
Таким образом, в теории уголовного права по вопросу о понятии разглашения государственной тайны до недавнего времени не было единства, поскольку закон по разному устанавливал основания ответственности за данное посягательство.
Однако с принятием Уголовного Кодекса РФ, второе из вышеприведенных определений утратило свое значение.
Уголовный закон, устанавливая ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, не содержит описания тех конкретных деяний, которые должны рассматриваться как разглашение государственной тайны.
Исходя из диспозиции ст. 283 УК РФ, под разглашением сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, следует понимать совершение этим лицом таких деяний, преследуемых в уголовном порядке, в результате которых эти сведения становятся известными другим лицам.
Сразу необходимо оговориться, что если эти сведения «могли стать», но не стали достоянием других лиц, то нет и их разглашения. Если бы законодатель имел в виду необходимость преследования в уголовном порядке разглашение сведений, составляющих государственную тайну, в результате которых эти сведения не только стали, но и могли стать достоянием других лиц - то он прямо, в соответствующей норме оговорил бы это.
Из вышеприведенных суждений видно, что под разглашением государственной тайны следует понимать, отнюдь и не только случай непосредственной передачи сведений, составляющих государственную тайну, другому лицу, а значительно более широкий круг деяний.
Итак, с объективной стороны рассматриваемое преступление состоит в разглашении государственной тайны, т.е. в совершении лицом такого деяния, в результате которого сведения, являющиеся государственной тайной, становятся известными другим лицам. Таким образом, объективная сторона состава разглашения государственной тайны характеризуется двумя существенными моментами:

39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59


Группа: Монографии
Категория: Научные труды