И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны


И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны, Научные труды, Монографии

В любом случае необходимо, чтобы утраченные документы или предметы содержали государственную тайну, то есть относились к сведениям, включенным в Перечень сведений, подлежащих засекречиванию.
Как известно, для выяснения обстоятельств и причин разглашения сведений, составляющих государственную тайну или утраты документов, содержащих такие сведения, по указанию командира воинской части проводится административное (служебное) расследование. По результатам такого расследования командиру воинской части представляется, помимо других документов, предварительное заключение о степени секретности разглашенных сведений или утраченных документов.
Предварительное заключение о степени секретности разглашенных сведений или утраченных документов дается только, если документ разработан в данной воинской части или в подчиненной воинской части, а разглашенные сведения имеют непосредственное к воинской части отношение. В заключение обязательно указывается, содержатся ли в разглашенных сведениях или утраченных документах сведения, составляющие государственную тайну.
Окончательное заключение о степени секретности, разглашенных сведений, или утраченных документов с грифом «особой важности» и «совершенно секретно», а также приказов и директив МО РФ, ГШ ВС РФ с грифом «секретно» дает - Восьмое управление ГШ ВС РФ на основании постановления следственных органов о назначении экспертизы, а также запросов начальников соответствующих штабов.
Известно, что на практике нередко бывает трудно установить степень секретности сведений. Не случайно, даже компетентные органы иногда ошибаются, и по одним и тем же материалам - дают различные заключения о характере разглашенных сведений. Изучение судебной практики показывает, что наибольшее количество ошибок по этим делам допускалось ввиду неправильного решения вопроса о характере разглашенных сведений или утраты документов. Суды в ряде случаев вообще не требовали приобщения к делу заключений компетентных органов о характере сведений и документов, а иногда эта ответственная и сложная работа поручалась недостаточно компетентным органам. Исходя из решающего значения характера разглашенных сведений или утраченных документов для наступления ответственности, и учитывая трудности, возникающие при решении этого вопроса, следует признать, что заключение компетентных органов является обязательным по каждому конкретному делу о разглашении государственной тайны или утрате документов, содержащих государственную тайну. При этом представляется, что компетентным органом, который имеет право давать заключение о характере сведений или документов - судом может быть признан лишь вышеназванный орган центрального управления.
Разрешение возможных противоречий по вопросу о принадлежности сведений или документов, осуществляется путем проведения межведомственной экспертизы, которую проводит Межведомственная комиссия по защите государственной тайны, образованная Указом Президента РФ от 8 ноября 1995 года
· 1108.

38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58


Группа: Монографии
Категория: Научные труды