И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны


И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны, Научные труды, Монографии

В Конституции РФ, в части 4 статьи 29 сформулирована норма о том, что «перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом». Очевидно, что если вести речь о конкретной информации, составляющую собственно государственную тайну, то такой перечень будет иметь наивысший гриф секретности. В Законе РФ «О государственной тайне» перечислены лишь категории сведений относимых к государственной тайне.
Информация
· весьма специфический объект. Её ценность может зависеть от многих факторов и условий, меняться во времени. То, что еще вчера представлялось «тайной за семью печатями», сегодня, по объективным причинам, может быть рассекречено, так как уже не представляет никакой новизны и ценности.
Закон определяет лишь алгоритм засекречивания. В его тексте, определен перечень конкретных, составляющих государственную тайну и подлежащих засекречиванию сведений. Следует отметить, что речь идет о перечне категорий сведений, описывающих довольно широкие группы информационных данных, объединенных одним или несколькими признаками. Поэтому статья 5 Закона имеет «рамочный характер» (то есть определяет широкие категории сведений) и оставляет возможность для включения дополнительных сведений, отнесенных к государственной тайне - Указом Президента Российской Федерации. Такой Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, был утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 года
· 1203, открыто опубликованный, 30 декабря того же года.
24 января 1998 года Указом Президента РФ
· 61 указанный перечень был уточнен и вышел в новой редакции. Следует подчеркнуть, что основное предназначение этого перечня - в разделении полномочий по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, но не в создании основы для засекречивания тех или иных сведений и их носителей (как это может показаться на первый взгляд).
Необходимо отметить, что отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью. Эта функция возлагается на руководителей органов государственной власти, в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. В настоящее время такими полномочиями наделены 47 должностных лиц из государственного аппарата Российской Федерации.
Любое засекречивание законно только тогда, когда засекречиваемые сведения находятся в информационном пространстве, ограниченном Перечнем сведений, составляющих государственную тайну.
Аналогичные перечни приняты и во многих министерствах и ведомствах.
В Закон
·О государственной тайне
· включена также статья, определяющая область интересов общества и граждан, засекречивание сведений, о которых - не допускается. Выделение такой области интересов в явном виде необходимо потому, что без наличия ее в Законе сложно было бы утверждать о правомерности засекречивания сведений, сокрытие которых несет не пользу государству, а наоборот, способно нанести ущерб его гражданам. Такой подход закреплен в Конституции РФ, содержащей в части 3 статьи 41 один из основных критериев открытости информации
· «сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом».

36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56


Группа: Монографии
Категория: Научные труды