И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны


И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны, Научные труды, Монографии

«Любая норма Закона должна быть обеспечена в материальном отношении - только тогда она будет работать». Может быть, и в этом классическом постулате проявляется определенная специфика в различных подходах по охране государственных и военных секретов. Например, в Швейцарии средства, ежегодно выделяемые на охрану государственной и военной тайны, идут отдельной строкой в бюджете страны.
В УК Испании защите государственной и военной тайне отведена глава «Об измене». В ней сформулированы статьи, предусматривающие ответственность за выдачу военных секретов, государственную измену и шпионаж. Ответственность за нарушение правил обеспечения сохранности государственной и служебной тайны, предусмотрена в главе «О вероломстве в хранении документов и нарушении секретов» (ст.ст. 413 - 418). Под служебной тайной понимается:
·
·сведения, доступ к которым ограничен компетентной властью
·. Особенность рассматриваемых составов проявляется в различном подходе, по сравнению с УК РФ, в отношении субъектов преступлений. Который, продиктован, по всей видимости, особенностями национального законодательства. Так, субъектами распространения служебной или государственной тайны могут быть как должностные лица, так и государственные служащие, в том числе военнослужащие, и даже частные лица (ст.ст. 413, 414, 417). Ответственность по ст. 425 УК Испании наступает и в случае, если
·
·должностное лицо, военнослужащий, или иной государственный служащий умышленно и без необходимых полномочий, разрешит доступ к секретной документации, хранение которой на него возложено
·
Отличительной особенностью УК Италии, в сравнении с УК РФ - является то, что в нем понятия служебная тайна и военная тайна в ряде статей отождествляются. Так, в отдельной главе предусмотрена ответственность за разглашение служебной тайны должностным лицом, или лицом, выполняющим публичную службу (ст. 326). Особенность конструкции состава, обусловлена тем - как сформулированы признаки объективной стороны. Разглашение служебной тайны осуществляется виновным лицом при нарушении обязанностей, связанных с его функциями или службой, при злоупотреблении своим положением, а также если деятельность виновного лица каким бы, то ни было образом, будет способствовать разглашению этих сведений. Указанные действия признаются преступными, если они совершены умышленно. В той же ст. 326, предусмотрена ответственность за способствование разглашению служебной тайны, по неосторожности (ч. 2 ст. 326). Интерес заключается также и в том, что в качестве квалифицирующего признака отдельных статей УК Италии, признается совершение соответствующих преступных действий - во время войны. Такого признака ни в одной статье УК РФ нет. В современном отечественном законодательстве, вопросам квалификации воинских преступлений, совершаемых в военное время, или боевой обстановке не уделяется такого должного внимания. Характерно, что в рассмотренных статьях УК Италии субъект не конкретизирован, следовательно, им может быть как военнослужащий итальянских Вооруженных Сил, так и любой гражданин Италии, а равно иностранец, или лицо без гражданства. Кроме того, в отличие от УК РФ, в УК Италии уголовная ответственность предусмотрена не только за разглашение государственной тайны (умышленно и по неосторожности), но и за разглашение сведений, запрещенных компетентной властью. Здесь, на наш взгляд, Закон стоит на охране тех сведений, прежде всего военного характера, которые не вошли в перечень сведений составляющих государственную тайну, но, тем не менее, не подлежащие оглашению. Квалифицирующим признаком (ст.ст. 261-263 УК Италии), является - использование сведений запрещенных компетентной властью в своих или чужих интересах. Причем в ст. 263 конкретизирован предмет использования
· изобретения, научные открытия, новые промышленные приемы, которые в интересах государственной безопасности должны оставаться в тайне. Из анализа норм УК Италии прослеживается характерная тенденция к разграничению различных видов, запрещенных оглашению сведений и установление дифференцированной ответственности, за посягательства на государственные секреты в мирное и военное время.

26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46


Группа: Монографии
Категория: Научные труды