И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны


И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны, Научные труды, Монографии

УК Украины, по сравнению с УК РФ, в части рассматриваемой темы, также отличается совершенством, поскольку сохранил приоритеты в области защиты военных секретов. В специальной главе о воинских преступлениях, предусмотрена статья 422, устанавливающая ответственность любого военнослужащего за разглашение сведений военного характера, составляющих государственную тайну. Причем, не имеет значения, были они доверены военнослужащему, или стали известны в связи с выполнением служебных обязанностей, - ответственность наступает в любом случае. Принципиальное отличие от норм УК РФ содержится в ч. 2 указанной статьи. В ней установлено, что утрата документов или материалов, содержащих сведения военного характера, составляющих государственную тайну, предметов, сведения о которых составляют государственную тайну - наказываются, независимо от наступления последствий, лишь бы эта утрата явилась результатом нарушения установленных правил обращения с указанными документами, материалами или предметами. Кроме того, наказания по ч. 1, и ч. 2 ст. 422 идентичны
· лишение свободы на срок от двух до пяти лет. Это свидетельствует о том, что с позиции законодателя, общественная опасность утраты государственной тайны, содержащей сведения военного характера, также высока - как и разглашение таких сведений. Специальной нормы в отношении сведений военного характера, не отнесенных к государственной тайне, в главе о воинских преступлениях не предусмотрено. Однако в ст.330 УК Украины предусмотрена ответственность за передачу, или собирание с целью передачи иностранным предприятиям, учреждениям, организациям или их представителям экономических, научно-технических или иных сведений, составляющих конфиденциальную информацию, являющуюся собственностью государства, лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с выполнением служебных обязанностей. По нашему мнению, есть основания предполагать, что под
·иными
· сведениями - понимаются военные сведения конфиденциального характера, не являющиеся государственной тайной, но не подлежащие оглашению. Непосредственно термин
·военная тайна
· в УК Украины не употребляется, тем не менее - ответственность за посягательства на сведения, ее составляющие, предусмотрена.
Отличительной особенностью УК Латвийской Республики, по сравнению с УК РФ, является то, что опираясь на богатейший опыт законодательства советского периода, в нем предусмотрена ответственность за разглашение военных сведений, не составляющих государственную тайну, но не подлежащих оглашению (ст. 352 УК ЛР). Интерес также представляет статья 330 УК ЛР, предусматривающая ответственность за разглашение сведений, не подлежащих оглашению, после оставления должности. По всей вероятности, это относится и к военнослужащим ушедшим в отставку, на пенсию, или перемещенным по службе.
Анализируя уголовное законодательство некоторых европейских стран, можно придти к выводу, что в экономически развитых, и политически стабильных западных государствах, охране государственных и военных секретов придают немаловажное значение.

25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45


Группа: Монографии
Категория: Научные труды