И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны


И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны, Научные труды, Монографии

вались ведомственными перечнями сведений, подлежащих засекречиванию. На более высоком уровне порядок отнесения информации к данной категории не регулировался.
Сведения ограниченного распространения не были рамочно определены никакими перечнями. Они были тем самым «инструментом», с помощью которого партийно-советский государственный аппарат среднего и нижнего уровней, а также органы военного управления ограничивали доступ граждан и средств массовой информации к тем сведениям, огласка которых могла повлечь вред интересам обороноспособности и военной безопасности государства. Этому способствовала крайне облегченная процедура установления ограничительной пометки «Для служебного пользования» на любом официальном документе.
Институт военной тайны позитивно влиял на сохранность государственной тайны. Дело в том, что сведения, относимые к государственной тайне, имеют, как правило, обобщенный характер. И действительно, была необходимость (кстати, не исчезнувшая и сейчас), в некой «промежуточной зоне» - этапах накопления сведений, которые затем становились государственной тайной. Именно эту функцию по большому счету выполнял институт военной тайны.
Второй задачей, возлагавшейся на данный институт, была защита ведомственной информации, в силу недостаточной значимости, не вбираемой в себя институтом государственной тайны. В данном смысле - военная тайна исполняла защитную функцию для конфиденциальной информации, формирующейся внутри органов военного управления, воинских частей, подразделений, военных образовательных учреждений и предприятий Министерства Обороны. Угрозы таким сведениям возникали, как правило, из-за рубежа. Не случайно система организации защиты военной тайны была идентична государственной тайне: общее делопроизводство; общая система требований к техническим средствам, в которых обрабатывалась защищаемая информация; общая система допуска лиц и т.п.
В отличие от секретных сведений, составляющих военную тайну, для сведений ограниченного распространения (под грифом ДСП) всегда предусматривался отдельный, более упрощенный порядок учета, хранения и обращения. За разглашение сведений военного характера под грифом «ДСП», военнослужащие подлежали дисциплинарной ответственности.
После принятия в 1993 году Закона «О государственной тайне», гриф «секретно» стал применяться исключительно для обозначения сведений, составляющих государственную тайну. Он был снят с огромного количества сведений военного характера, которые не подлежали оглашению. Таким образом, оборот этих сведений остался без правовой регламентации. Режим обеспечения сохранности военных сведений был нарушен, тем не менее, общественная опасность разглашения сведений, не составляющих государственную тайну, но не подлежащих оглашению не уменьшилась.
В Постановлении Верховного Совета РФ «О порядке ввода в действие Закона РФ «О государственной тайне» предполагалось, что: «
·регламенты использования конфиденциальных сведений служебного характера
· будут отражены в законе о государственной службе». Однако это не было осуществлено.

12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32


Группа: Монографии
Категория: Научные труды