З.Х. Акчурин. Актуальные аспекты правового регулирования обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (теоретико-правовое исследование) — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


З.Х. Акчурин. Актуальные аспекты правового регулирования обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (теоретико-правовое исследование)


З.Х. Акчурин. Актуальные аспекты правового регулирования обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (теоретико-правовое исследование), Научные труды, Монографии

Согласно п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г.
· 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» при досрочном увольнении военнослужащих с военной службы в связи с нарушением в отношении них условий контракта они по основаниям и в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 23 Закона о статусе должны обеспечиваться жилыми помещениями как увольняющиеся в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Как правильно разъяснила Военная коллегия Верховного Суда РФ, такие военнослужащие не могут приравниваться к тем, кто увольняется по собственному желанию, поскольку речь идет о существенном или систематическом нарушении их законных прав (в том числе и жилищных), предусмотренных контрактом о прохождении военной службы, в результате чего они вынуждены уволиться. При этом военнослужащий по своему усмотрению может одновременно потребовать реализации всех своих прав, которые оказались нарушенными. В то же время, следует помнить, что военнослужащего, увольняемого с военной службы, никто не вправе ограничивать в праве на выбор места жительства. По смыслу ст. 23 Закона о статусе перед увольнением военнослужащего с военной службы командованием части должны быть проверены жилищные условия военнослужащего. В ходе предварительных бесед о предстоящем увольнении с военной службы с военнослужащими, необходимо выяснять и вопросы об обеспеченности увольняемого военнослужащего жилой площадью. Если военнослужащий, описываемой категории, при увольнении с военной службы заявит о желании уволиться без предоставления жилой площади за счет федерального органа исполнительной власти, в котором проходит военную службу, он подлежит увольнению с военной службы. Это объясняется тем, что действующим законодательством предусмотрены различные способы обеспечения жильем военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, помимо получения его от соответствующего министерства или ведомства (возможно индивидуальное жилищное строительство, реализация права на жилище путем вступления в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы, реализация права на жилище путем приобретения жилья за счет государственных жилищных сертификатов, жилые помещения могут предоставить органы местного самоуправления и т.п.). Выбор формы реализации своего права на жилище в данном случае зависит от волеизъявления военнослужащего.
Однако, необходимо иметь в виду и то, что наличие права военнослужащих на получение жилья от органов местного самоуправления не дает оснований для увольнения с военной службы без предоставления жилья по месту военной службы вопреки их желанию. В п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г.
· 9 отмечено, что предусмотренную п. 1 ст. 23 Закона о статусе возможность увольнения указанных военнослужащих с предоставлением им жилых помещений по избранному месту постоянного жительства органами местного самоуправления, в том числе и за счет государственных жилищных сертификатов, закон связывает с наличием у военнослужащего такого желания. Поэтому для увольнения военнослужащих, перечисленных в указанной норме, без предоставления им жилых помещений органами военного управления по месту увольнения требуется их четко выраженное согласие получить государственный жилищный сертификат, либо согласие получить жилье в другом населенном пункте в порядке установленном пунктами 13 и 14 ст. 15 Закона о статусе. Желание военнослужащего получить жилье от органов местного самоуправления избранного постоянного места жительства должно быть выражено в форме рапорта по команде и заявления на имя главы муниципального образования. Таким образом, согласно положениям действующего законодательства РФ, военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему месту военной службы при отсутствии их согласия на такое увольнение. В случаях, когда эти военнослужащие, настаивая на досрочном увольнении с военной службы по вышеназванным основаниям, согласились уволиться без предоставления жилья, они подлежат увольнению, поскольку в этом случае требования п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не нарушаются.

76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96


Группа: Монографии
Категория: Научные труды