З.Х. Акчурин. Актуальные аспекты правового регулирования обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (теоретико-правовое исследование) — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


З.Х. Акчурин. Актуальные аспекты правового регулирования обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (теоретико-правовое исследование)


З.Х. Акчурин. Актуальные аспекты правового регулирования обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (теоретико-правовое исследование), Научные труды, Монографии

Определяющим понятием в данном случае является «улучшение жилищных условий», а исходя из смысла статей ЖК РСФСР предоставление служебного жилья, как уже отмечалось, производится не с целью улучшения жилищных условий. Поэтому, противоположная позиция, основанная на том, что предоставление служебного жилья военнослужащим, происходит в порядке улучшения жилищных условий, вряд ли представляется полностью правильной, поскольку в ЖК РСФСР четко определено назначение служебного жилья и основания его предоставления. И хотя улучшение жилищных условий, при этом, возможно, следует отметить, что такое улучшение носит временный характер (т.е. в таком случае может иметь место временное улучшение жилищных условий). Что же касается лиц, имеющих согласно п. 1 ст. 15 Закона о статусе право на получение занимаемого жилья в собственность, то в таких случаях жилая площадь переводится в категорию для постоянного проживания и утрачивает статус служебной. Кроме того, ЖК РСФСР содержит исчерпывающий перечень случаев, когда граждане могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, который не подлежит расширительному толкованию на уровне подзаконных актов.
В то же время, не следует отрицать, что обеспечение жильем военнослужащих имеет свою специфику, поскольку значительная часть данной категории граждан обладает правом на получение лишь служебного жилья. При этом, в п. 40 Инструкции, жилье, предоставляемое военнослужащим Вооруженных Сил РФ разделено на четыре категории
· жилые помещения для постоянного проживания, служебные жилые помещения, служебные жилые помещения пригодные для временного проживания и общежития. Однако в любом случае, несмотря на то, что служебные жилые помещения, как и всякие другие жилые помещения должны отвечать всем необходимым требованиям (т.е. должны быть благоустроенными, соответствовать санитарным нормам и требованиям и т.п.), данная категория
· это жилье временного пользования и даже те военнослужащие, которым они предоставляются в период прохождения военной службы, по окончанию службы обязаны их освободить (за исключением случаев перевода таких помещений в иную категорию), т.е. ни о каком постоянном проживании речи здесь идти не может. Следовательно, по мнению автора, в связи с отсутствием на уровне федерального законодательства подобного основания для исключения из списков очередников и учитывая, что имеющиеся разграничения по вопросам предоставления служебного жилья военнослужащим содержатся в подзаконном акте, указанное основание не соответствует законодательству России, действующему в настоящее время. Все это свидетельствует о том, что законодательство нуждается в совершенствовании.
В Инструкции содержалось положение о том, что военнослужащие, состоящие на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), направленные в установленном порядке к новому месту военной службы из одной воинской части в другую, дислоцированную в том же гарнизоне, подлежат включению в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) со времени принятия их на учет и включения в указанные списки по предыдущему месту военной службы в этом гарнизоне (п. 28). Однако, указанная норма была признана не соответствующей действующему законодательству в соответствии с решением, которое породило за собой вопросы практического характера, поднимавшиеся в научно-практической литературе. Так, в результате практика ставит дилемму, требующую скорого разрешения: как быть с очередностью тех военнослужащих, которые приняты на учет нуждающихся в период действия отмененного пункта Инструкции? Следует согласиться с позицией, согласно которой решения жилищных комиссий воинских частей о постановке таких военнослужащих на учет нуждающихся в указанный период пересмотру не подлежат, поскольку исходя из конституционного принципа, закрепленного в ст.ст. 54, 55, 57 Конституции РФ, законы, ухудшающие положение граждан, обратной силы не имеют.

65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85


Группа: Монографии
Категория: Научные труды