З.Х. Акчурин. Актуальные аспекты правового регулирования обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (теоретико-правовое исследование) — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


З.Х. Акчурин. Актуальные аспекты правового регулирования обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (теоретико-правовое исследование)


З.Х. Акчурин. Актуальные аспекты правового регулирования обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (теоретико-правовое исследование), Научные труды, Монографии

Ведя речь об обеспечении жильем по договору социального найма, следует затронуть вопрос обеспечения военнослужащих по нормам, предусмотренным жилищным законодательством. Так, жилищным законодательством фактически устанавливаются следующие виды норм: учетная (учетно-постановочная) норма жилой площади, норма жилой площади, социальная норма площади жилья. Так ЖК РСФСР устанавливает норму жилой площади (общую норму предоставляемой жилой площади)
· 12 кв. м на одного человека. Фактическая норма жилой площади устанавливается субъектами РФ самостоятельно и в среднем по России колеблется от 9 до 12 кв. м. В Законе об основах федеральной жилищной политики введено понятие социальная норма площади жилья
· размер площади жилья, приходящийся на одного человека в пределах которого осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг (на одиноко проживающего человека
· 33 кв. м общей площади жилья; на семью из двух человек
· 42 кв. м; на семью из трех человек
· по 18 кв. м на каждого). Учетная норма жилой площади, устанавливаемая органами исполнительной власти субъектов РФ, вводится в целях установления уровня обеспеченности жилой площадью на одного члена семьи в соответствующей местности, для признания нуждающимися лиц в соответствующем населенном пункте (в среднем по России составляет от 6 до 8 кв. м на человека).
В Инструкции закрепляется известное положение, в соответствии с которым учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), ведется исходя из времени принятия их на учет по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются военнослужащие, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Правом на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений пользуются военнослужащие, которым оно предоставлено в соответствии с действующим законодательством (ст.ст. 36, 37 ЖК РСФСР). Кроме того, существуют категории лиц, которые в соответствии с жилищным законодательством имеют право на дополнительную жилую площадь. В частности, ст. 39 ЖК РСФСР установлено, что сверх нормы жилой площади отдельным категориям граждан предоставляется дополнительная жилая площадь в виде комнаты или 10 кв. м. В Законе о статусе в качестве таковых, выделяют командиров воинских частей, офицерам в воинском звании полковника (капитана первого ранга) и выше, военнослужащих-преподавателей военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях профессионального образования, научным работникам, имеющим ученые степени или звания и др., которые имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения не менее 15 кв. м и не более 25 кв. м (п. 8 ст. 15). Законодательством предусмотрены и иные категории лиц, имеющие право на дополнительную жилую площадь.
Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт с приложением необходимых документов (п. 27 Инструкции). В соответствии с п. 28 Инструкции военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей. Говоря о принятии на учет нуждающихся, необходимо учитывать положения ст. 31 ЖК РСФСР, согласно которым заявления граждан о принятии на учет нуждающихся рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий орган, а о принятом решении гражданину (соответственно и военнослужащему) должно быть сообщено в письменной форме. Отказ в приеме или рассмотрении заявления (рапорта) о постановке на учет недопустим. Если нарушение сроков рассмотрения рапортов о включении в списки очередников военнослужащих на практике встречается не столь часто, то нарушения порядка уведомления о принятом по рапорту решении в Вооруженных Силах не редкость. В связи с этим, следует акцентировать на этом внимание лиц, входящих в состав жилищной комиссии и командиров воинских частей, поскольку неизвещение военнослужащих в письменной форме о принятом решении нарушает их права, предусмотренные законодательством РФ. Зачастую у лиц, входящих в состав жилищной комиссии возникают вопросы по поводу правильности оформления, ведения, хранения протоколов, поскольку какие-либо типовые формы и указания на это в Инструкции отсутствуют.

62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82


Группа: Монографии
Категория: Научные труды