А.А. Ивашин. Право военнослужащих на охрану здоровья (организационно-правовые вопросы) — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.А. Ивашин. Право военнослужащих на охрану здоровья (организационно-правовые вопросы)


А.А. Ивашин. Право военнослужащих на охрану здоровья (организационно-правовые вопросы), Научные труды, Монографии

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» в п. 2. ст. 1 определяет, что на военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, выполнение которых связано с необходимостью беспрекословного выполнения приказов командиров.
При анализе сущности интересов, которые могут быть признаны выше интересов сохранения жизни и здоровья военнослужащих необходимо учитывать, что Вооруженные Силы Российской Федерации, иные воинские формирования, предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а Вооруженные Силы Российской Федерации, также, и для выполнения задач в соответствие с международными договорами Российской Федерации (ст. ст. 2, 10 Федерального закона «Об обороне», ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
Любая агрессия, посягательство на целостность и неприкосновенность Российской Федерации влечет за собой и угрозу таким охраняемым законом правам и свободам граждан, как их жизнь, здоровье, личная неприкосновенность и др. Следовательно, защита Российской Федерации, возлагаемая на военнослужащих является их обязанностью по устранению угрозы указанным охраняемым законом интересам. Невыполнение же военнослужащим своих обязанностей может нанести ущерб этим интересам.
Исходя из принципа сопоставимости интересов, разумной достаточности их обеспечения можно заключить, что риск жизни и здоровью военнослужащего при выполнении им обязанностей военной службы только тогда может быть оправдан, когда такое выполнение обязанностей необходимо для устранения неминуемой опасности тем интересам, которые военнослужащие призваны защищать, а последние не являются менее существенными, чем те, которыми государство вынуждено пренебречь.
С точки зрения формальной логики, жизнь и здоровье военнослужащих (учитывая, что несомненно, наивысшую значимость этих неимущественных благ перед всеми остальными) могут быть сопоставимы по своему значению только с жизнью и здоровьем иных лиц. Однако сформулировать на этой основе универсальное правило для установления пределов реализации права военнослужащих на охрану здоровья вряд ли представляется возможным. Затруднение заключается в том, что военнослужащие, вся военная организация Российской Федерации предназначена защищать не интересы конкретных лиц, а интересы общества и государства в целом. Поэтому, интересы защиты жизни и здоровья граждан обеспечиваются военной организацией лишь при защите интересов государства и общества.
Необходимо отметить, что указанные задачи решаются Вооруженными Силами, иными воинскими формированиями особыми методами
· методами вооруженной борьбы. Задачи, решаемые такими методами, принято называть боевыми.
Кроме того, в соответствии со ст. 21 Закона РСФСР «О чрезвычайном положении» от 17 мая 1991 г.
· 1253-1, Вооруженные Сил могут также привлекаться, в исключительных случаях, - при введении чрезвычайного положения при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ, для устранения их обстоятельств и последствий. Учитывая, что выполнение данной задачи, установленной федеральным законом, направлено на сохранение жизни и здоровья других людей, собственная безопасность военнослужащих должна быть поставлена в подчинение означенной цели.

38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58


Группа: Монографии
Категория: Научные труды