А.А. Ивашин. Право военнослужащих на охрану здоровья (организационно-правовые вопросы) — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.А. Ивашин. Право военнослужащих на охрану здоровья (организационно-правовые вопросы)


А.А. Ивашин. Право военнослужащих на охрану здоровья (организационно-правовые вопросы), Научные труды, Монографии

Таким образом, субъективное право граждан на здоровье должно не только
признаваться государством, но и обеспечиваться путем создания благоприятных условий жизни, предоставления в необходимых случаях доступной медицинской помощи и т.п., то есть путем создания надлежащих гарантий осуществления данного субъективного права.
Этому принципу соответствует норма ст. 17 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права».
Право на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, производства и реализации доброкачественных продуктов питания, а также предоставление доступной медико-социальной помощи в Российской Федерации получило конституционное закрепление в виде «права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь» (п.1 ст. 41 Конституции Российской Федерации 1993 года). Более подробному правовому регулированию осуществления этого субъективного права граждан посвящено более чем 15 законодательных нормативных актов Российской Федерации среди которых центральное место занимают Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, Закон РСФСР об охране окружающей природной среды.
Необходимо отметить, что действующее законодательство Российской Федерации не содержит четкого определения конституционного субъективного права граждан на охрану здоровья. Это обусловлено тем обстоятельством, что Конституция СССР 1977 года, на основании которой были разработаны действующие ныне Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан провозгласила право граждан на охрану здоровья, указав при этом, что данное право «обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды, особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан» (ст. 42). Аналогична указанной статье, статья 17 Основ о праве граждан на охрану здоровья.
Таким образом, ранее действовавшая Конституция СССР и действующие и поныне Основы определяют право граждан на охрану здоровья через указание на будущую, желательную деятельность государства, направленную на сохранение здоровья граждан. Не отрицая определенную значимость указанных норм, тем не менее приходится констатировать их излишнюю декларативность и отсутствие четкого указания на конкретное социальное благо, обретение которого и предусмотрено данной нормой.

7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27


Группа: Монографии
Категория: Научные труды