А.Л. Иванов. Правовое регулирование и особенности аренды военного имущества — ВоенПрав 
Журналы РОД "За права военнослужащих" > > 2004 г. > № 2


А.Л. Иванов. Правовое регулирование и особенности аренды военного имущества


А.Л. Иванов. Правовое регулирование и особенности аренды военного имущества, Право в Вооруженных Силах, 2004 г., № 2

Правовое регулирование и особенности аренды военного имуществаtc "Правовое регулирование и особенности аренды военного имущества"
А.Л. Иванов, заместитель Главного военного прокурора генерал-лейтенант юстиции

Особый правовой режим использования военного имущества и специфика предназначения Вооруженных Сил определяют особенности развития в них арендных отношений. При осуществлении военными прокурорами надзорной деятельности в войсках знание этих особенностей имеет важное прикладное значение, поэтому рассмотрим их подробнее.
Практика прокурорского надзора военной прокуратуры и реализация военными прокурорами своих полномочий в арбитражном суде позволяет сделать вывод о том, что, во-первых, арендные отношения, складывающиеся в Вооруженных Силах, отличаются от аналогичных правоотношений, возникающих в обществе, тем, что государство
· собственник военного имущества ограничено в праве распоряжаться этим имуществом (в том числе при сдаче его в аренду) только по своему усмотрению необходимостью учитывать при этом интересы обеспечения собственной обороны и безопасности. Возможность такого ограничения прямо предусмотрена ч. 2 п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее
· ГК РФ или Кодекс), в которой указывается, что «гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2003 г.
· 6-П разъяснено, что «в силу статей 15 (ч. 2), 17 (ч. 3), 19 (чч. 1 и 2) и 55 (чч. 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости защита права собственности и иных вещных прав, а также прав и обязанностей сторон в договоре должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота
· собственников, сторон в договоре, третьих лиц. При этом возможные ограничения федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения имуществом, а также свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров также должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными, носить общий и абстрактный характер, не иметь обратной силы и не затрагивать существо данных конституционных прав, т.е. не ограничивать пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм. Сама же возможность ограничений, как и их характер, должна обусловливаться необходимостью защиты конституционно значимых ценностей, а именно основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Государство передало военное имущество войскам целевым назначением
· для выполнения задач защиты государства от вооруженного нападения извне
· и по этой причине не может распоряжаться им без согласия Вооруженных Сил во избежание подрыва их боевой и мобилизационной готовности к отражению вооруженных посягательств на суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации. В целях недопущения такой ситуации государством установлен особый порядок передачи в аренду военного имущества, характеризующийся: установлением приоритета интересов обороны над экономическими интересами при решении вопроса о возможности аренды военного имущества; четко выраженной этапностью процесса сдачи военного имущества в аренду (выявление временно неиспользуемого имущества, определение возможности сдачи его в аренду, подготовка и подписание договора аренды, передача военного имущества арендатору); разграничением компетенции государственных органов и должностных лиц на каждом из указанных этапов; наделением балансодержателя и органов военного управления правом осуществлять контроль исполнения арендатором обязательств по договору аренды.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Группа: № 2
Категория: Журналы РОД "За права военнослужащих"