П.Р. Бобровский. Петр Великий как военный законодатель — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


П.Р. Бобровский. Петр Великий как военный законодатель


П.Р. Бобровский. Петр Великий как военный законодатель, Научные труды, Монографии

Вслед за посланными для науки в Италию и Голландию сыновьями бояр, снаряжается великое посольство под предводительством Лефорта, в котором царь, приняв звание простого дворянина Петра Алексеева, опять учится артиллерийскому делу в Кенигсберге, становится плотником в Саардаме, изучает корабельное дело в Голландии и Англии, присматривается к военному устройству в Бранденбурге, Голландии, Саксонии, Империи, внимательно знакомится с различными условиями государственного, народного и военного быта. Таким образом, посредством основательного изучения элементов государственного устройства у цивилизованных народов Европы и путем сравнения многосторонних конкретных представлений, Петр I становится способным к самостоятельной критической оценке условий быта современной ему России, удрученной переворотами, раздираемой расколами, обессиленной бездеятельностью приказной администрации, бедной в промышленном отношении, а между тем населенной народом, который
· Петр I хорошо знал это
· одарен всеми способностями к восприятию начал «новой науки». В самом деле
· в Голландии, Англии, в Вене Петр I развивается в гиганта, способного своим орлиным взглядом проникнуть во все отрасли управлений, во все области знаний; по фактам и явлениям он мог постигать причины этих явлений, а из ряда причин комбинировать следствия и свободно, без предубеждения, переходить к принятию соответственных мер. Громадному уму Петра соответствует и в высокой степени развитая воля, для которой нет препятствий, если задуманное клонится к благу Отечества. А Петр был беззаветно любящим сыном своего Отечества, наиболее трудолюбивым его работником, и он не колебался в принятии мер решительных, бесповоротных.
Узнав чужое лучшее, Петр I не мог оставить прежних порядков на своей родине, в своем государстве. Необходимость изменений и улучшений сознавали его отец, его брат, его сестра и все близкие люди, выдававшиеся по своему положению и образованию. Царь Алексей Михайлович ввел новое войско, устроенное иностранными начальниками и офицерами, для которого дан был немецкий устав «учение и хитрость ратного строения». Ордын-Нащокин советовал перестроить военную систему по образцу «соседей» и покончить с поместной конницей. Известный выходец из Сербии, воспитанный в польско-латинских школах Белоруссии, Крижанич в своей книге проповедовал превосходство польской конницы, поддерживал вооружение старомосковское и татарское и с предубеждением говорил о немцах, как об исконных врагах всего славянства. Царь Федор Алексеевич, видимо, находился под влиянием идей Крижанича. При дворе царя московского преобладало стремление подражать польской моде. «Великий оберегатель» князь В.В.Голицин, опираясь на царевну Софию, готов был дать прочное положение отцам-иезуитам: построил в Москве каменный дом для греко-латинской школы, призывал ученых «докторов» и настоятельно внушал вельможам о необходимости посылать своих детей в латино-польские школы, - иезуитские и базилианские, а здесь, как известно, с таким успехом шло совращение православных вельмож, дворян и даже мещан сначала в унию, а затем в латинство.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17


Группа: Монографии
Категория: Научные труды