П.Р. Бобровский. Петр Великий как военный законодатель — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


П.Р. Бобровский. Петр Великий как военный законодатель


П.Р. Бобровский. Петр Великий как военный законодатель, Научные труды, Монографии

Для нас
· народа славянского, занявшего восток Европы
· эпоха перерождения настала позже и совпала с воцарением Петра I Алексеевича: под его руководством и предводительством совершен был этот переход, и совершен, как известно, с блистательным успехом, благодаря, с одной стороны, интеллектуальным способностям и физической силе русского народа, а с другой
· гениальным способностям его верховного вождя, бывшего вместе с тем и наставником, и учителем своего народа.
Основной чертой деятельности Петра I было стремление привить к бедному земледельческому государству промышленную и торговую деятельность, приблизиться к морю непосредственно, приобщить русский народ к мореплавательной деятельности народов Европы, разбогатевших и развившихся умственно. Эти средства вполне соответствовали цели, указанными Петру I минувшими событиями русской истории и современным ему состоянием западных государств, «регулярных». Русский человек, одаренный природой не менее богато, чем «немец», человек романо-германских племен, благодаря гениальному уму царя Петра Алексеевича мог сознать, наконец, великое значение могущества науки, посредством которой весь народ, как и один человек, переходит в более зрелый возраст, становится способным к самостоятельной активной деятельности.





II.

II
Первоначальное военное воспитание Петра I; его ближайшие наставники в военном деле и сотрудники по образованию особых частей войск в Москве. Дальнейшее военное образование Петра за границей. Самостоятельный взгляд Петра на устройство русских войск по иноземным образцам непосредственно связан со способами и средствами его воспитания.



Петр I до 17-ти лет был любознательным, пылким юношей, много уже испытавшим и много видевшим около себя. В нем рано пробудилось стремление к самообразованию, которое, по самой обстановке его первоначального воспитания и по характеру его упражнений и занятий, приняло чисто практическое направление: от скромных детских занятий потехами и постройкой укреплений, от упражнений в караульной службе в качестве часового, царственный отрок постепенно переходит к другим работам, более серьезным: практически изучает кораблестроение, знакомится с метательными свойствами орудий, развивает свои познания об обязанностях рядового, капрала, офицера в строю.
По достижении 17-ти лет, когда многие из нас оканчивают навсегда свое образование, для Петра I, после его женитьбы, начинается лишь серьезная настоящая школа. Он сближается с Гордоном и Лефортом, которые становятся руководителями молодого государя, и при том не в одном только военном деле, которое он страстно любил с самого детства.
С присоединением к потешны бомбардирам стрельцов Сухарева и солдат 2-го выборного (расположенного на Бутырках) полков, в 1687 году устроены были два полка: Преображенский и Семеновский, и при них два отделения бомбардиров, по 50 человек в каждом. В солдаты пошли теперь не одни обедневшие, беспоместные дворяне и боярские дети, а равно даточные мужики, но и дети богатых московских вельмож. Эти два новых полка присоединены к двум старым выборным солдатским полкам, и таким образом в общей системе военного устройства московского государства образовано было особое войско в 16000 человек или в сложности 140 рот (по 60 в каждом выборном, 8 в Преображенском и 12 в Семеновском). Это особое постоянное войско еще не было регулярным в настоящем смысле, но оно было предано Петру I. В прямом смысле эти 140 рот составляли царскую гвардию, хотя в самом их устройстве господствовали принципы поместной системы. Начальниками и офицерами в названных полках были наемные иноземцы, как и в прочих полках иноземного строя: «рейтарских, драгунских и солдатских».

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Группа: Монографии
Категория: Научные труды