А.М. Добровольский. Особенности положения военнослужащих в области публичного права — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.М. Добровольский. Особенности положения военнослужащих в области публичного права


А.М. Добровольский. Особенности положения военнослужащих в области публичного права, Научные труды, Монографии

наступлением 23-х летнего возраста;
прослужением в части, где женится офицер, 2-х лет;
признание брака пристойным;
представлением имущественного обеспечения в возрасте от 23 до 28 лет;
наличность разрешения брака компетентною властью.
Однако, этот последний закон в скором времени подвергся значительным изменениям. Прежде всего было отменено требование прослужения в части, где женится офицер, 2-х лет. Требование это было установлено в целях предупреждения необдуманных браков и предоставления начальнику, дающему разрешение, возможности ознакомиться с нравственной стороной характера вступающего в брак офицера. Но это ограничение не имело под собой твердой почвы и вызвало весьма серьезные недоразумения. Прежде всего оно стало в противоречие с установленным для офицеров особым брачным возрастом, отодвигая его иногда значительно далее 23-х лет (например, для тех лиц, которые производились в офицеры в возрасте 22 и более лет), а затем при переводе и командировках офицеров, выполнение этого требования часто и фактически невозможным, так как строгое его применение было бы равнозначащим осуждению офицеров на безбрачие на довольно продолжительное время. Поэтому, первоначально законодатель в самом же законе допустил весьма серьезные отступления от этого правила, а затем и вовсе его отменил.
Другим весьма существенным изменением закона 1901 г. является отмена предоставления офицерами, не достигшими 28 летнего возраста, имущественного обеспечения при вступлении в брак. Это ограничение существовало у нас с 1866 г. вплоть до 1909 г.; оно существует еще во многих западноевропейских государствах, как например, в Пруссии, Австро-Венгрии и др. По какой бы системе не строилось требование предоставления офицерами, вступающими в брак, имущественного обеспечения, в зависимости ли от числа, должности, возраста или оклада получаемого содержания, в основе этого требования лежит всегда недостаточность для семейной жизни получаемого офицерами по службе содержания. Это основание с точки зрения государственного интереса является совершенно недостаточным для установления ограничений именно в этом направлении. На этой точке зрения первоначально стояло и наше законодательство, и когда в 1901 г. пересматривали закон о браках офицеров, то требования в этом отношении были не только не понижены, но, наоборот, повышены. В настоящее время законодатель отказался от этой точки зрения, и отмена указанного выше ограничения вызвана желанием «устранить трудно одолимое для многих обер-офицеров препятствие к устройству легального семейного очага»1.
На отмену этого ограничения несомненно повлияло также и повышение окладов содержания для обер-офицеров. За последовавшими в последние годы изменениями закона о браках 1901 г. действующими ограничениями являются: достижение офицером 23-х летнего возраста, признание брака пристойным и разрешение его компетентной военной властью2.
Вопрос о брачном возрасте разрешен у нас совершенно иначе, нежели на западе. Ни во Франции. Ни в Пруссии, ни в Австро-Венгрии закон особого брачного возраста для офицеров не устанавливает; в этом отношении там применяются положения общего права. С этим разрешением вопроса нельзя не согласится. У нас особый брачный возраст для офицеров установлен в целях предупреждения необдуманных браков. В этом факте обнаруживается отеческая заботливость правительства об офицерах, но интересы государства и военной службы едва ли могут пострадать, когда удовлетворяющий требованиям материальной обеспеченности и достоинству офицерского звания брак будет заключен с 23-х летним, а граждански совершеннолетним офицером3.

19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39


Группа: Монографии
Категория: Научные труды