А.М. Добровольский. Особенности положения военнослужащих в области публичного права — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


А.М. Добровольский. Особенности положения военнослужащих в области публичного права


А.М. Добровольский. Особенности положения военнослужащих в области публичного права, Научные труды, Монографии

Человеческая мысль может подвергнуться государственной регламентации лишь тогда, когда она получается внешнее выражение. Внешним образом мысль может проявляться или путем живого слова, или путем печати (также письменно).
Живое слово может подлежать действию государственной власти, когда оно произносится публично, т.е. когда оно является орудием общественной и государственной деятельности.
Печать есть всегда публичное выражение мысли; составляя одно из самых могущественных орудий общественной и политической деятельности, она может идти в разрез с государственными интересами, а потому во имя охраны этих интересов может подвергнуться ограничениям.
Если, во имя охраны государственного интереса, может подвергнуться ограничениям свобода печати граждан вообще, то еще более серьезные основания могут вызвать ограничения свободы печати лиц, состоящих на военной службе.
Ограничение свободы печати военнослужащих может заключаться или в воспрещении им печатать те или другие произведения, или в установлении предварительной военной цензуры, причем эта последняя может простираться или только на произведения военной литературы, или на все вообще.
Армия, чтобы стоять на высоте своего назначения должна мыслить, работать, должна совершенствоваться.
«Армия», - справедливо говорит генерал Х
· «которая не работает, не пишет, - это армия, которая не мыслит, а отсутствие мысли и работы приводит вскоре ко сну; этот сон может иметь ужасные последствия; за сон своей армии Франция дорого заплатила в 1870 Г.»
Полное воспрещение военнослужащим печатать свои произведения было бы вредным, как и с точки зрения государственного интереса, так и с точки зрения интересов армии. Однако, предоставление военнослужащим неограниченной свободы в этом направлении было бы так же вредно, как и полное ее воспрещение. Лицо, находящееся на военной службе, стоит к государству в особых отношениях; в силу его служебного положения, его знанию доступно то, что неизвестно другим гражданам и что в интересах государства, армии должно оставаться тайной для других. Следовательно, воспрещение свободы печатного слова прежде всего может коснуться так называемой «служебной тайной», т.е. секретных дел и распоряжений, а затем всего того, что хотя и не составляет тайны в тесном смысле этого слова, но вверяется военнослужащему в силу его служебного положения. Опубликование этих последних сведений может и не влечет за собою вреда для государства, но может быть противным интересам армии. Так как не все служебные сведения и материалы имеют одинаковые для армии значение, то пользование ими для печати может быть в каждом отдельном случае разрешено военным начальством, раз опубликование таких сведений не нарушает интересов армии.
Вторая область вопросов, обсуждение которых в печати может быть воспрещено военнослужащим, это
· вопросы политические. Разрешить военнослужащим обсуждение политических вопросов, это значит способствовать организации в армии политического мнения и развитию в ней политических страстей. Политическое мнение начальника, несомненно, будет оказывать влияние на образование политического мнения подчиненных. Политическое мнение армии является, таким образом, могущественным орудием воздействия на государственную жизнь; к этому мнению вооруженной силы должно прислушиваться общество и государство; они должны с ним считаться, так как оно является силой громадного значения. Развитие в армии политического духа извращает ее существо, ее назначение. Воспрещение военнослужащим печатно заниматься политическими вопросами имеет неоспоримое основание в необходимости держать армию в стороне от политики и устранить возможность играя с ее стороны политическую роль в государстве.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20


Группа: Монографии
Категория: Научные труды