А.В. Кудашкин. Правовое регулирование военной службы в Российской Федерации — ВоенПрав 
Научные труды > Диссертации > На соискание учёной степени доктора наук


А.В. Кудашкин. Правовое регулирование военной службы в Российской Федерации


А.В. Кудашкин. Правовое регулирование военной службы в Российской Федерации, Научные труды, Диссертации, На соискание учёной степени доктора наук

Рассмотрим вопросы конституционно-правового регулирования правового положения военнослужащих на примере их закрепления в конституциях зарубежных государств.
Конституция (основной закон) ФРГ подробно регламентирует вопросы ограничения прав и свобод немецких граждан. В период состояния обороны с целью обеспечения потребности в рабочей силе, которая не может быть обеспечена на добровольной основе, может быть ограничена свобода немецких граждан отказаться от выполнения профессиональных обязанностей или покинуть место работы (ст.12а). Ст.17а конституции перечисляет конкретные права, которые могут быть ограничены законами о военной и заменяющей ее службе: основной право выражать и распространять свое мнение устно, письменно и посредством изображений; основное право свободы собраний, а также право петиций в той мере, в какой оно предоставляет возможность обращаться с коллективными просьбами либо жалобами; основные права свободы передвижения и неприкосновенности жилища. Конституция (ст.4) закрепляет принцип абсолютной свободы вероисповедания, совести и свободы религиозных убеждений и мировоззрения. Допуская возможность обязательной военной службы как юридической обязанности немецких граждан, конституция гарантирует возможность освобождения от нее по мотивам своей совести на основании специального закона. Пассивное избирательное право военных и солдат, служащих по найму, может быть ограничено законом (ст.137). Границы ограничения прав и свобод немецких военнослужащих определены Законом о правовом положении военнослужащих ФРГ от 19 марта 1956 г., действующим в редакции 1975 г.
В соответствии со ст.45b Конституции ФРГ для охраны основных прав и осуществления парламентского контроля в области обороны бундестагом избирается уполномоченный по обороне. Согласно Закона «Об уполномоченном по обороне германского бундестага» от 16 июня 1982 г. он начинает действовать по собственному усмотрению если ему становятся известны обстоятельства, позволяющие предполагать, что нарушаются основные права военнослужащих или принципы внутреннего руководства. Солдатам и офицерам бундесвера разрешается напрямую, минуя своих непосредственных начальников, обращаться к уполномоченному бундестага по обороне с жалобами на ущемление своих прав, например, на свободное высказывание мнений, партийную и политическую деятельность вне службы, человеческое достоинство и др. К уполномоченному бундестага по обороне могут также обращаться с заявлениями родственники, доверенные лица, друзья военнослужащих. Уполномоченный бундестага по обороне вправе в любое время и без предварительного предупреждения посещать войска, штабы, другие объекты и административные учреждения германской армии, требовать предоставления интересующей его информации. Министр обороны обязан сообщать ему обо всех серьезных происшествиях в войсках. Можно согласиться с мнением А.Н.Писарева, который считает, что непосредственной деятельностью по осуществлению контроля за исполнением прав и свобод военнослужащих должен заниматься парламентский уполномоченный по делам военнослужащих. При разработке законодательства, регламентирующего его правовой статус, целесообразно использовать зарубежный опыт правового регулирования общественных отношений в данной области. Таким образом, Конституция ФРГ закрепляет основы особого правового статуса военнослужащих и гражданского контроля над вооруженными силами.

80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100


Группа: На соискание учёной степени доктора наук
Категория: Научные труды