А.В. Кудашкин. Правовое регулирование военной службы в Российской Федерации — ВоенПрав 
Научные труды > Диссертации > На соискание учёной степени доктора наук


А.В. Кудашкин. Правовое регулирование военной службы в Российской Федерации


А.В. Кудашкин. Правовое регулирование военной службы в Российской Федерации, Научные труды, Диссертации, На соискание учёной степени доктора наук

Таким образом, конституционная обязанность по защите Отечества
· это установленная Российской Федерацией в интересах всех членов общества и закрепленная в его Конституции необходимость, предписывающая каждому гражданину определенные законом вид и меру поведения и ответственность за ненадлежащее его исполнение.
Однако конституционная обязанность граждан по защите Отечества предполагает не только необходимость исполнения воинской обязанности, в том числе в виде военной службы по призыву, отдельными категориями российских граждан, но и возможность исполнять конституционный долг по защите Отечества. Термин «долг» означает, что требование конституционной нормы носит не только юридический, но и глубоко нравственный характер. Понятие «долг» с одной стороны подчеркивает нравственную обязанность, в данном случае по защите Отечества, а с другой
· возможность добровольно возложить на себя соответствующие обязанности, например, по исполнению военной службы, что нашло юридическое закрепление в п. 4 ст. 1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»: «Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу
·». Автор солидарен с позицией Л.Д.Воеводина, который правильно отмечает: «Носитель конституционных обязанностей
· должен строго следовать предписанным законом виду и мере поведения, но в границах этого правового требования он может проявлять свою самостоятельность и активность как в постановке цели, так и в ее реализации. В условиях демократического общества обязанное лицо является не пассивным объектом государственного властвования, а активной личностью, для которой практическое воплощение в жизнь обязанностей есть свободный творческий процесс, полный инициативы и созидания».
Вооруженные силы любого государства являются государственной военной организацией, предназначенной для выполнения функций и решения задач, возлагаемых на нее конституциями или законами. Численность вооруженных сил определяется государством исходя из уровня реальных угроз его безопасности, социально-экономического развития, состоянию международной обстановки и других факторов. Правовые основы комплектования вооруженных сил, т.е. пополнения его личным составом, находят закрепление в конституциях и других законах посредством закрепления в них обязанности или долга граждан защищать свое отечество. Конкретные формы защиты государства определяются в законодательстве. Практически во всех государствах, традиционно выделяются две ее основные формы, касающиеся граждан,
· воинская обязанность (повинность) и добровольное исполнение обязанности по защите отечества, закрепление которых в конституциях рассмотрим далее.
Конституция США определяет правовое положение штатов и их взаимоотношений с центральной властью, основные принципы избирательной системы, конституционные основы судебной власти. В других конституционных актах США нашли закрепление отдельные вопросы комплектования вооруженных сил. Так, «Статьями Конфедерации» регулируются вопросы набора армии и флота, в том числе для обороны штата от внешней и внутренней опасности. Конгрессу принадлежит право устанавливать размер сухопутной армии и вопросы ее финансирования.

73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93


Группа: На соискание учёной степени доктора наук
Категория: Научные труды