А.В. Кудашкин. Правовое регулирование военной службы в Российской Федерации — ВоенПрав 
Научные труды > Диссертации > На соискание учёной степени доктора наук


А.В. Кудашкин. Правовое регулирование военной службы в Российской Федерации


А.В. Кудашкин. Правовое регулирование военной службы в Российской Федерации, Научные труды, Диссертации, На соискание учёной степени доктора наук

институт воинской дисциплины;
институт управления военной службой;
институт социально-правовой защиты и др.
Перечисленные институты военной службы связаны отношениями субординации и соподчинения (см. схему 5 приложения 1).
Необходимо отметить, что в теории права различают правовой и юридический институты, которые не всегда совпадают по своему содержанию, так как соотносятся как содержание и форма. С.С. Алексеев обращает внимание на то, что «от структуры права нужно отличать структуру его источников, в частности, систему законодательства. Если первое
· это объективно существующее деление внутри самого права, в рамках его содержания, то второе представляет собой состав, соотношение, построение источников, внешней формы права, в том числе нормативных актов, наличие в них подразделений, обособляемых главным образом по предметному и целевому критерию».
По мнению Н.М.Казанцева, комплексных правовых институтов нет, а есть комплексные юридические институты. Методологическая ошибка концепции комплексных институтов состоит в отождествлении права и законодательства, правового и юридического. Правовой институт реализуется в ряде юридических институтов, содержащихся в различных отраслях законодательства. Д.А.Керимов отрицает существование как комплексных отраслей права, так и комплексных правовых институтов. «Нетрудно понять истоки этого, равно как и многих других, заблуждения, которые кроются в отождествлении права и законодательства. Только законодательству свойственно создавать комплексные отрасли и институты права, но само право, будучи объективной категорией, не способно иметь комплексные отрасли и институты права».
В целом, соглашаясь с указанным методологическим подходом, неизбежно возникает вопрос об отраслевой принадлежности правового института военной службы. Проведенный анализ теоретико-правового понятия военной службы как институционального образования со всей очевидностью подтверждает вывод о том, что военная служба является правовым институтом, относящимся к административному праву.
Традиционно в литературе система правовых актов (источников права), в которой закреплены нормы права, регулирующие в том числе вопросы военной службы, называется военным законодательством, или источниками военного права. По мнению В.М.Манохина, законодательство о военной службе в силу его объемности и значимости можно признать подотраслью административного законодательства. Действительно, только законодательство о правах и льготах военнослужащих включает более 300 законодательных и иных нормативных правовых актов, более двухсот источников насчитывает законодательство о воинской обязанности и военной службе.
В отличие от законодательства, регулирующего государственную службу, которое в ограниченных случаях субсидиарно может применяться к регулированию военно-служебных отношений (например, общие принципы государственной службы), законодательство о военной службе может применяться только к регулированию однородных отношений, складывающихся при исполнении военной службы, т.е. оно является внутренне согласованным, обособленным и применимым к строго ограниченным отношениям, именуемым военно-служебными.

70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90


Группа: На соискание учёной степени доктора наук
Категория: Научные труды