М.А. Торкунов. Квалификация множественности преступлений, совершаемых военнослужащими — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


М.А. Торкунов. Квалификация множественности преступлений, совершаемых военнослужащими


М.А. Торкунов. Квалификация множественности преступлений, совершаемых военнослужащими, Научные труды, Монографии

Показательно сравнение действующей и предлагаемой редакций статей 68 и 69 УК РФ, регламентирующих назначение наказания соответственно при рецидиве и совокупности преступлений.
В действующем варианте срок наказания не может быть ниже:
- при рецидиве преступлений - половины максимального срока наиболее строгого наказания, предусмотренного за совершенное преступление,
- при опасном рецидиве
· менее двух третей,
- при особо опасном рецидиве
· менее трех четвертей максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.
Согласно проекту срок наказания при любом из видов рецидива преступлений не может быть менее одной третьей части максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.
В правилах назначения наказания по совокупности преступлений существенному изменению подверглась лишь часть 2 ст. 69 УК РФ. В действующей редакции окончательное наказание за преступления небольшой тяжести, совершенные в совокупности, назначается путем поглощения менее строгого наказания более строгим, либо путем частичного или полного сложения наказаний, но при этом не может превышать максимального срока или размера наказания, предусмотренного за наиболее тяжкое из совершенных преступлений.
В проекте предлагается при совокупности преступлений небольшой и средней тяжести назначать окончательное наказание тем же путем, однако максимально возможный срок лишения свободы ограничен десятью годами. В последнем предложении заложен, на наш взгляд, правильный подход к дифференциации ответственности за совокупность преступлений только небольшой и средней тяжести. Что же касается совокупности преступлений тяжких и особо тяжких, то максимально возможное окончательное наказание по
· прежнему остается в пределах 25 лет лишения свободы. Это положение, по нашему мнению, не позволяет учесть совокупную общественную опасность содеянного виновными в таких случаях, не способствует усилению борьбы с подобными проявлениями.
Как видно из сравнения старой и новой редакции ст. 68 УК, усиление уголовной ответственности при опасном и особо опасном рецидиве явно формальное. Поясним это на примере.
По действующему УК совершение разбоя (ч. 3 ст. 162) при опасном рецидиве и особо опасном рецидиве наказывается соответственно не ниже, чем 10 и 11, 25 лет лишения свободы. Очевидно, что подобные достаточно суровые меры наказания вызваны и соответствующей опасностью преступлений.
Согласно предлагаемым изменениям в обоих указанных случаях виновным будет назначено не менее одной третьей части максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление, т. е. не ниже 5 лет лишения свободы. Поскольку санкция ч. 3 ст. 162 УК предусматривает лишение свободы на срок от 8 до 15 лет, то данное ограничение не повлечет юридических последствий и не будет иметь для суда какого
· либо значения при отсутствии смягчающих обстоятельств. Где же учет общественной опасности подобных преступлений и лиц, их совершивших? В проекте она не только не учтена, а наоборот, занижена, даже по сравнению с действующей редакцией.

22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42


Группа: Монографии
Категория: Научные труды