Н.А. Петухов. История военных судов России — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


Н.А. Петухов. История военных судов России


Н.А. Петухов. История военных судов России, Научные труды, Монографии

Отступление от норм Военно-судебного устава выразилось и в том, что даже Главный военный суд фактически был устранен от рассмотрения кассационных жалоб и протестов по делам о государственных преступлениях. Указом царя от 8 марта 1879 г. генерал-губернаторам было предоставлено право дела такого рода, поступившие с кассационными протестами или жалобами, решать по своему усмотрению. Генерал-губернатор мог направить дело в Главный военный суд, либо учредить на месте особое кассационное присутствие (в месте нахождения военно-окружного суда), которому и поручить рассмотрение дела в кассационном порядке, либо сам утверждал приговор суда по данному делу.
В последующем функции Главного военного суда, наряду с губернаторами, передавались Верховной распорядительной комиссии, а с 6 августа 1880 г. - министру внутренних дел.  Такая практика продолжалась вплоть до 1917 г.
Таким образом, в целях подавления нарастающего революционного движения в стране самодержавие нарушило многие положения Военно-судебного устава 1867 г., которые были разработаны и приняты им самим же. Это обстоятельство нельзя объяснить тем, что положения Устава были слишком радикальными.
Наоборот, проведенный анализ норм Военно-судебного устава показывает, что его положения были рассчитаны на защиту существующего монархического строя и строгой дисциплины в армии. В период революционной ситуации самодержавие пугалось собственных законов, которые казались ему слишком радикальными, вопреки их действительному содержанию.
Военно-судебным уставом 1867 г. было определено, что судебная власть в военном ведомстве принадлежит военным судам: полковым, военно-окружным судам и Главному военному суду, которые должны были учреждаться и действовать как учреждения коллегиальные (ст. 1-4 Военно-судебного устава).
Подобная запись имелась и в ст.1 «Учреждения судебных установлений» 1864 г.
Провозглашая принципиальное положение о принадлежности в военном ведомстве судебной власти судом, законодатель (царь), он же и глава высшей исполнительной власти вероятно имел ввиду то, что право рассмотрения уголовных дел в военном ведомстве, принадлежит только военным судам, а не каким-либо другим учреждениям или должностным лицам.
Суды в этом независимы и самостоятельны. Однако нормы Военно-судебного устава и порядок деятельности военных судов на его основе свидетельствуют, что реально ни самостоятельностью, ни тем более независимостью военные суды не обладали.
Образование военных судов как постоянных, так и временных происходило на основании распоряжений воинских должностных лиц. В необходимых для власти самодержавия случаях постоянные суды подменялись особыми присутствиями или комиссиями, а нередко - определенными должностными лицами (командирами, генерал-губернаторами, министром внутренних дел).
Надзор за деятельностью военных судов (вплоть до утверждения их приговоров) принадлежал органам исполнительной власти в лице командира полка, командующих округами, военного министра и самого монарха.

78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98


Группа: Монографии
Категория: Научные труды