Федеральным законодательством не предусмотрено каких-либо исключений или ограничений для военнослужащих при регистрации по месту жительства, а также предоставления каких-либо дополнительных документов для регистрации — ВоенПрав 
Судебная практика > Судебная практика по применению военного законодательства > Жилищные права военнослужащих


Федеральным законодательством не предусмотрено каких-либо исключений или ограничений для военнослужащих при регистрации по месту жительства, а также предоставления каких-либо дополнительных документов для регистрации


Решение, Федеральным законодательством не предусмотрено каких-либо исключений или ограничений для военнослужащих при регистрации по месту жительства, а также предоставления каких-либо дополнительных документов для регистрации, от 19.12.2000 г.

Считая, что приведенная правовая норма нарушает права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в г. Москве и Московской области, и противоречит федеральному законодательству, региональная Общественная организация содействия соблюдению прав человека «Горячая линия» обратилась в суд с заявлением о признании ее недействительной.
Рассмотрев дело, суд вынес приведенное выше решение. В кассационной жалобе правительство Московской области просит отменить решение суда. Кассационная жалоба обоснована тем, что оспариваемый подпункт Правил лишь разъясняет, на какую жилую площадь вправе зарегистрироваться военнослужащие и члены их семей. Обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
По оспариваемому подп. 3.3 Правил приведенного в описательной части решения регистрация по месту жительства названных в этой правовой норме граждан, назначенных для прохождения дальнейшей службы в г. Москве или Московской области приказами, подписанными первыми лицами указанных в этом подпункте министерств и ведомств либо Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, приказами, подписанными Генеральным прокурором России и Главным военным прокурором, осуществляется независимо от размера жилой площади на предоставляемую им в установленном порядке жилую площадь, принадлежащую им или членам их семей на праве собственности, на жилую площадь, предоставляемую родственниками военнослужащего, либо на подысканную жилую площадь.
Содержание данной правовой нормы носит разрешительный характер, так как регистрация определенной категории граждан поставлена в зависимость от размера жилой площади и позволяет должностным лицам, осуществляющим регистрацию граждан по месту жительства, отказывать в регистрации не указанным в подп. 3.3 Правил гражданам, если недостаточен размер жилой площади. Это положение противоречит федеральному законодательству.
По смыслу ст.ст. 1 и 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства является не только его правом, но и обязанностью. Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Регистрация гражданина по месту жительства согласно ч. 1 ст. 6 названного Закона производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию. Поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства. Никаких других документов для регистрации, кроме указанных в ст. 6 Закона, не требуется.

1 2 3 4 5 6


Группа: Жилищные права военнослужащих
Категория: Судебная практика