В.Е. Дементьев. Отдельные вопросы реализации права военнослужащих на жилище — ВоенПрав 
Журналы РОД "За права военнослужащих" > > 1997 г. > № 6


В.Е. Дементьев. Отдельные вопросы реализации права военнослужащих на жилище


В.Е. Дементьев. Отдельные вопросы реализации права военнослужащих на жилище, Право в Вооруженных Силах, 1997 г., № 6

Отдельные вопросы реализации права военнослужащих на жилище
полковник юстиции Дементьев В.Е, заместитель начальника аппарата директора ФСЖВ России- начальник юридического отдела

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Данное конституционное право гарантирует военнослужащему возможность быть обеспеченным постоянным жилищем, предполагая тем самым юридическую возможность пользоваться жилым помещением, его неприкосновенностью и вероятность улучшения жилищных условий.
В связи с вышеизложенным в настоящей статье хотелось бы раскрыть наиболее острые моменты, связанные с возникновением права на жилые помещения социального использования. Жилищное законодательство широко очерчивает круг лиц, имеющих право на получение жилых помещений социального использования. Хотя положения действующего Жилищного кодекса явно устарели и не совсем вписываются в современные рамки в связи с изменениями в политической и экономической жизни страны; сегодняшняя Конституция поощряет самостоятельное строительство (приобретение) гражданами жилья в собственность, помогает выделением компенсаций (субсидий), кредитов. То есть, основная ставка делается на то, чтобы потребности в жилье удовлетворялись за счет жилья, которое находилось бы в частной собственности граждан. Бесплатное жилье предусматривается выделять малообеспеченным и некоторым другим категориям граждан, нуждающимся в особой социальной защите со стороны государства (в том числе и военнослужащим). Сразу оговоримся, что четкого перечня этих категорий пока нет. Однако отсутствие нового Жилищного кодекса "нейтрализуют" конституционные положения. Пока на федеральном уровне решают создавать или не создавать новый ЖК, Москва, как субъект Федерации подготовила свой проект Кодекса, который вобрал в себя многие положения из проекта нового Жилищного кодекса Российской Федерации и опирается на законы, уже действующие в жилищной сфере (Конституция и Гражданский кодекс, Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики").
Одним из оснований признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий является обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого субъектом Федерации (п. 1 ст. 29 ЖК). Это так называемая учетная или учетно-постановочная норма, в пределах которой постоянно проживающие в данном населенном пункте граждане принимаются на учет нуждающихся в жилье. Учетная норма, как правило, устанавливается органами государственной власти республик, краев, областей. Вероятнее всего, что эта тенденция сохранится и в будущем, если действующий порядок не изменит новый Жилищный кодекс Российской Федерации. Особенно хочу подчеркнуть, что учетная норма всегда устанавливалась только с учетом жилой площади. Так, в Санкт-Петербурге гражданин для постановки на учет должен быть обеспечен жилой площадью не более чем по 5, 5 кв. м. на каждого члена семьи. Но в последнее время все чаще в расчет берется помимо размера жилой общая площадь квартиры (например,

1 2 3 4


Группа: № 6
Категория: Журналы РОД "За права военнослужащих"