И.В. Самсонов. Участвую в миротворческой операции. Прав больше, для чего и каких? — ВоенПрав 
Журналы РОД "За права военнослужащих" > > 1997 г. > № 6


И.В. Самсонов. Участвую в миротворческой операции. Прав больше, для чего и каких?


И.В. Самсонов. Участвую в миротворческой операции. Прав больше, для чего и каких?, Право в Вооруженных Силах, 1997 г., № 6

Участвую в миротворческой операции. Прав больше, для чего и каких?
майор юстиции Самсонов И.В., начальник юридической группы направления правового обеспечения Штаба по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ

В настоящее время никто не будет удивлен сообщениями о возникновении в том или ином регионе мира вооруженного конфликта и проведении там миротворческой операции либо под эгидой Организации Объединенных Наций, либо при уведомлении Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, а в случае необходимости, под его руководством, региональными организациями. В настоящей статье мы не затрагиваем правовую сторону подготовки и проведения самих миротворческих операций. Нас интересуют только вопросы правового положения военнослужащих, которые входят в состав военного персонала национального контингента, предоставляемого государствами для участия в проводимых миротворческих операциях, нашедшие отражение в международных договорах. Это является актуальным как для российских военнослужащих, так и для военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств, в связи с тем, что им приходится выполнять весьма специфические задачи в составе этих контингентов на территории не своих государств.
Прежде всего необходимо обратить внимание на то, что они остаются военнослужащими своего государства со всеми правами и обязанностями, связанными с этим положением, другими словами, сохраняют все права и льготы, предусмотренные законодательством своих государств. Кроме того, государства в своем законодательстве могут предусмотреть дополнительные права и льготы для этих военнослужащих, например. Закон Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах".
Вместе с тем, пребывая за пределами своего государства в составе военного персонала национального контингента при проведении операции по поддержанию мира, военнослужащие выполняют задачи на территории, где осуществляют свою юрисдикцию другие государства. Законность действий военнослужащих, юридическое закрепление их прав и обязанностей, привилегий и иммунитетов находит в международных договорах.
В случаях проведения операций по поддержанию мира под эгидой Организации Объединенных Наций, статус военнослужащих закрепляется в международных договорах, заключаемых Организацией Объединенных Наций с государствами, предоставляющими персонал для этой операции, а также с государством(-ами), в котором проводится операция, о статусе сил для ее проведения и Мандате, выдаваемом Советом Безопасности Организации Объединенных Наций на проведение операции. Международные договора заключаются на основе
Типового соглашения о статусе сил для проведения операции по поддержанию мира и Типового соглашения между Организацией Объединенных Наций и государствами-членами, предоставляющими персонал и оборудование для операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. Названные типовые соглашения были приняты Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций резолюциями:
· А/45/594 от 9 октября 1990 года на сорок пятой сессии и
· А/46/85 от 23 мая 1991 года на сорок шестой сессии соответственно.

1 2 3 4


Группа: № 6
Категория: Журналы РОД "За права военнослужащих"